Четверг 
29 Июнь 
2017г.
5 Тамуз 
5777г.
В Москве07:16
В Иерусалиме07:16
 
phone +7 (495) 681-9163
phone
 
 


 


Федерация еврейских общин СНГ
Московский еврейский общинный центр
Еврейское слово
Лехаим
Вестник Израиля
Вестник Израиля
synagoga.ru
Антисемитизм в России
◄ Предыдущее фото Следующее фото ►
Члены экспертной группы (фото АЕН)
МОСКВА, 14 апреля 2013 (АЕН) – В Московском доме национальностей состоялась презентация доклада Экспертной группы еврейской общины России по проблемам антисемитизма "Антисемитизм в России в 2011- 2012 гг.".

Открывший презентация генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса Михаил Членов рассказал, что группа была создана в 2006 г. по инициативе ЕАЕК, и занимается регулярным мониторингом ситуации с антисемитизмом в РФ.

Отметив, что антисемитизм продолжает существовать в России, он подчеркнул, что на фоне стран ЕС – как "старой Европы", так и "новой Европы", в которых наблюдается бурный рост нападений на почве антисемитизма, Россия остается "островом спокойствия".

Так, если в Великобритании и Франции в 2011-2012 годах в общей сложности было отмечено свыше 300 и более 250 случаев нападений и вандализма на почве антисемитизма, то в России за этот же период было отмечено пять нападений и 38 фактов вандализма.

"Есть несколько причин для подобного снижения: численность евреев заметно снизилась по сравнению с позднесоветским периодом благодаря массовой эмиграции, они менее заметны в толпе, чем уроженцы Кавказа или Центральной Азии.

Кроме того, в последние годы "центр тяжести" ксенофобии оказался перенесен на кавказцев и уроженцев Центральной Азии. Можно также выделить политику властей, добившихся вытеснения антисемитизма за пределы допустимого в публичной политике", - отметил Михаил Членов.

Координатор Экспертной группы Семен Чарный кратко изложил основные тезисы доклада. Он отметил, что хотя антисемитизм носит в основном латентный характер, "твердые" антисемиты составляют 8-10% населения.

Антисемитскую риторику эксплуатируют представители двух представленных в парламенте партий — КПРФ и ЛДПР. При этом ЛДПР даже выпускала брошюры с обвинениями (хотя и завуалированными), близкими к "кровавому навету".

В сознании части россиян, включая видных представителей РПЦ, сохраняется представление о "виновности" евреев в убийстве семьи последнего российского императора Николая II и якобы "ритуальном" характере этого убийства.

К сожалению, сохраняется торговля антисемитской литературой на книжных ярмарках, проходящих в Москве – в настоящий момент ее реализуют сразу четыре издательства.

Начиная с конца 2011 г., в связи с началом массовых протестных митингов против итогов выборов в Государственную Думу, евреев начали обвинять в организации этих волнений, антиправительственной и антицерковной деятельности.

Наиболее заметным явлением такого рода стала "шутка" депутата Госдумы от "Единой России" А. Исаева, написавшего в своем твиттере 13 марта 2012 г. "Ряды оппозиции жидеют". После скандала он пытался заявить, что его-де неправильно поняли.

Можно отметить выросшую в 2012 г. активность русскоязычного блога "Ревизионизм Холокоста".

Хотя формально блог действовал с 1996 г., количество новых материалов, публиковавшихся на нем ежегодно, не превышало 16-17. Были периоды, когда количество публикаций падало до 1-5 материалов в год.

Однако, за 2012 г. количество новых материалов достигло 257, что превышало по объему все, что было опубликовано за 15 лет до того. Похоже, что речь идет о попытке создания нового "информационного центра" по данной проблеме.

Значительную опасность, по мнению С. Чарного, представляют попытки внедрения идеологии антисемитизма (в том числе в форме т.н. нового антисемитизма – антиизраилизма) в сознание российских мусульман и трудовых мигрантов из мусульманских стран.

В 2012 г. была впервые зафиксирована публичная акция, показывающая проникновение в среду российских мусульман понятия "мусульманской солидарности", замешанной на антиизраилизме.

22 ноября на московском стадионе "Локомотив" болельщики махачкалинского футбольного клуба "Анжи" из объединения "Дикая дивизия" во время матча с итальянским "Удинезе" вывесили баннер "For Free Palestine".

При этом, по данным опросов, проведенных в 2012 г. 17% населения считает палестинцев "борцами за свободу" и столько же россиян заявили, что относятся к Израилю плохо.

Можно говорить о продолжении движения российских православных фундаменталистов к ситуативному союзу с радикальными исламистами.

Что касается деятельности правоохранительных органов по борьбе с антисемитизмом, то по оценке С. Чарного, ситуация в этой сфере в последние несколько лет заметно улучшилась.

Определяющим, по его словам, стало создание в 2008 г. Центра "Э". "Если раньше милиционер отмахивался от требований преследовать за ксенофобскую и антисемитскую литературу или призыв, говоря: "у меня тут три убийства нераскрытых, а вы со своими бумажками лезете", то после этого появилась группа милиционеров (сейчас – полицейских), для которых борьба с ксенофобией – это их награды, чины и звания", - сказал он.

Кроме того, в 2011 г. были значительно увеличены суммы штрафов, взимавшихся за преступления на почве ксенофобии и введен запрет на занятие лицами, осужденными по этим статьям, ряда должностей.

К сожалению, фиксировались случаи неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в борьбе с антисемитизмом. В основном шла речь о неправомерном включении в Федеральный список экстремистских материалов тех или иных книг и наказаниях за их распространение.

Подобные вещи дискредитируют саму идею борьбы с этим злом, позволяя представлять реальных антисемитов как лиц, оклеветанных представителями власти.

Заместитель председателя Московского антифашистского центра Виктор Дашевский отметил, что антисемитизм делится на два сорта.

"Для первого евреи нужны, а второй может спокойно существовать без их физического присутствия. И если первый антисемитизм действительно в значительной степени подавлен в России, то второй благополучно существует", - сказал он.

В. Дашевский подчеркнул, что некоторое представление о размахе этого сорта антисемитизма дает тот факт, что в Федеральном списке экстремистских материалов не менее 30% составляют материалы антисемитского толка.

Кроме того, он отметил, что если в провинции правоохранительные органы активно преследуют антисемитов (большая часть пополнений Федерального списка экстремистских материалов – именно за счет усилий провинциальных прокуратур), то в Москве они делают это с большой неохотой.

С. Чарный заметил на это, что в столице, в отличие от провинции, план по борьбе с экстремизмом может быть выполнен не только за счет преследований антисемитов.

Президент Российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий также отметил серьезную роль властей в снижении уровня антисемитизма в России.

"Если в середине 2000-х представители парламентских партий, включая и правящую партию, не стеснялись проявлять свое негативное отношение к евреям, то сейчас такого явления не существует", - сказал он.

При этом В. Новицкий подчеркнул, что латентный антисемитизм имеет значительную социальную базу, которая может расширяться.

В качестве примера подобного "расширения", член Экспертной группы привел пресловутое "Письмо товарищу Сталину", написанное писателем З. Прилепиным.

В нем евреи обвинялись в неблагодарности по отношению к Сталину, который якобы "положил в семь слоев русских людей, чтоб спасти жизнь нашему семени", а сами они "воевали только в России, с Россией, на хребте русских людей", в том, что именно они получили основные выгоды от перехода к рыночной экономике.

Владимир Новицкий также призвал обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в литературе, издаваемой на языках народов России. "В этой литературе встречаются элементы национализма и ксенофобии, но мы знаем об этом очень мало", - отметил он.

Пресс-секретарь главного раввина России Берла Лазара Михаил Лидогостер обратил внимание собравшихся на то, что хотя государственный антисемитизм и исчез, а правоохранительные органы даже обращаются в ФЕОР за консультациями по поводу подтверждения антисемитских воззрений того или иного человека, "общественный" антисемитизм никуда не делся.

В качестве примера он привел историю с попытками своего знакомого добиться от одной из социальных сетей закрытия группы, в которой проповедовались откровенно антисемитские взгляды.

Представитель администрации социальной сети вначале написал, что слово "жид", употребляемое в этой группе – "понятие растяжимое", а потом и вовсе предложил назойливому контрагенту "не посещать группу, если она ему не нравится".

Полный текст доклада доступен на сайте Евроазиатского еврейского конгресса.

Лев Школьник





© 2002-2017 Aгентство еврейских новостей
Религиозная организация ортодоксального иудаизма "Федерация еврейских общин России"

При цитировании гиперссылка на сайт AEH обязательна
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-27449




Rambler's Top100 top@Mail.ru