Среда 
22 Октябрь 
2014г.
28 Тишрей 
5775г.
В Москве 17:46
В Иерусалиме 16:46
 
phone +7 (495) 681-9163
phone
 
 


 


Всемирный конгресс русскоязычного еврейства
Федерация еврейских общин СНГ
Московский еврейский общинный центр
Еврейское слово
Лехаим
Вестник Израиля
Вестник Израиля
synagoga.ru
Изучая еврейскую общину
◄ Предыдущее фото Следующее фото ►
Лилит Тер-Петросян (фото Александра Локшина, АЕН)
ЕРЕВАН, 18 марта 2012 (АЕН) – В 1997 г. в Армении, недалеко от современного города Ехегнадзор было открыто средневековое еврейское кладбище, самое древнее не только в Армении, но и во всем регионе.

С того времени израильские и армянские ученые работают над изучением еврейской общины в Ехегизе (древнее и средневековое название этого города).

Среди них кандидат филологических наук, преподаватель Ереванского государственного университета Лилит Тер-Петросян.

Корреспондент Агентства еврейских новостей встретился с д-ром Тер-Петросян, которая любезно согласилась ответить вопросы Агентства.

- Лилит Давидовна, расскажите, пожалуйста, как было обнаружено это средневековое еврейское кладбище?

- В 1997 г. в области Вайоц Дзор, в окрестностях деревни Ехегис, были обнаружены надгробные могильные плиты.

Предводитель Сюникской епархии Армянской апостольской церкви епископ Абраам Мкртчян и профессор Еврейского университета в Иерусалиме Майкл Стоун обнаружили и идентифицировали более тридцати надгробных плит.

На них были надписи на древнееврейском языке. Было установлено, что это еврейское кладбище, датируемое от середины XIII (1266 г.) до середины XIV вв. (1346-1347 гг.). Рассматриваемый период охватывает 80 лет, около трех поколений.

- Проводились ли какие-нибудь реставрационные работы?

- В 2001-2002 гг. совместными усилиями армянских и израильских ученых были проведены раскопки и реставрационные работы в окрестностях села Ехегис.

Раскопками руководили Усик Мелконян (заведующий отделом средневековой археологии института Археологии и этнографии НАН РА) и Давид Амит (старший археолог Израильского департамента древностей - Israel Antiquities Authority).

Следует отметить, что еще в 1910 г. в деревне Ехегис был обнаружен надгробный камень, на котором была выгравирована надпись в четыре строки.

Данная надпись была расшифрована выдающимся русским семитологом, профессором П. К. Коковцовым по просьбе академика Н. Марра.

Израильский ученый Давид Амит убежден, что камень, найденный в 1910 г., является наиболее поздней могильной плитою еврейского кладбища Ехегиса (датируется 1346/1347 гг.).

В настоящее время, к сожалению, раскопки приостановлены из-за отсутствия финансирования.

Как утверждает доктор Усик Мелконян, руководивший начальными раскопками, еврейское кладбище Ехегиса подлежит доскональному исследованию, так как представляет собой важный исторический памятник XIII-XIV вв., и, возможно, последующие раскопки выявят новые подробности жизни этой общины.

- За то время, что прошло со времени открытия, пришли ли ученые к каким-либо однозначным решениям? Когда возникла община, как долго она просуществовала? Почему нет каких-либо письменных упоминаний ни в армянских, ни в еврейских или иных источниках о существовании этой общины?

Как таковые прямые свидетельства, непосредственно касающиеся ехегиского кладбища или же предполагаемого существования еврейской общины в окрестностях Ехегиса, в исторических источниках (включая армянские, еврейские и др.) нам не известны.

Все. что мы имеем относительно пребывания евреев в средневековой Армении в целом, это сообщения историографа конца XIII - начала XIV вв. Степаноса Орбеляна.

По свидетельству Орбеляна, в 1103 г. сельджуки напали на столицу Капан со стороны еврейского квартала, который располагался за пределами городской крепости.

Но это свидетельство трудно напрямую отнести к еврейской общине Ехегиса, так как временной отрезок между вышеуказанными событиями и датировкой самой древней надгробной надписи составляет 163 года.

В результате возрастает возможность выдвижения самых различных гипотез на данную тему.

- А читаются ли надписи на мацейвах – надгробиях? Если да, то какую информацию они несут исследователям? Вообще, насколько хорошо оно сохранилось?

- Были обнаружены 64 могильные плиты. На девяти надгробных камнях имеются надписи.

Из надгробных надписей (помимо имен, дат рождений и кончин усопших, на некоторых плитах имеются и цитаты из Библии) можно предположить, что в данной еврейской общине строго соблюдались еврейские традиции, похоронные обряды и ритуалы, имелись знания особых экзегетических традиций и терминов.

Этот факт свидетельствует о том, что община была хорошо знакома с еврейским религиозным учением.

Доктор еврейской палеографии, старший научный сотрудник "Программы еврейской палеографии" Национальной библиотеки в Иерусалиме Эдна Энгел считает, что буквы надгробных плит имеют схожесть с древнееврейским полурукописным шрифтом, который сформировался в конце X в. на территориях современных Ирана и Ирака.

Доктор Энгел выдвигает гипотезу, согласно которой община имела иранское происхождение. Данная теория подтверждается еще и тем, что в двух надгробных надписях упомянуты имена и один титул арабо-персидского происхождения.

- Лилит Давидовна, какими вопросами, касающимися нашего предмета разговора, занимаетесь непосредственно Вы?

- До того как в 2009 г. в Ехегнадзорском университете “Гителик” был проведен международный симпозиум, в ходе которого прозвучали итоги научных исследований израильских и армянских ученых, посвященные средневековому еврейскому кладбищу, я, конечно, была знакома с фактом существования данного кладбища, но сама не была вовлечена в какие-либо исследовательские работы.

Хотя, должна признаться, что вопрос о происхождении данной общины всегда интересовал меня. Ехегнадзорский симпозиум послужил толчком, в результате чего я занялась исследованием армянских исторических источников с целью найти данные, даже косвенные, касающиеся ехегиской общины.

Армянские источники данного периода, позволяют выдвинуть предположение, согласно которому еврейская община Ехегиса могла быть сформирована в результате исторических событий 1258 г.

По сообщениям армянских источников, в 1258 г., готовясь к наступлению на Багдад, Хулагу-хан (1217-1265) приказал всем подчиненным ему армянским князьям собрать войска, присоединиться к нему и окружить Багдад.

Армянские князья, в число которых входил и князь Прош Хахбакян (1223-1284) присоединились к войску Хулагу-хана.

И когда после тяжелых боев 4 февраля 1258 г. город пал, все богатства аббасидских халифов, а также богатства Багдада достались Хулагу-хану и его войскам.

Население Багдада было почти полностью истреблено, часть взята в плен. Следует обратить внимание на факт участия в военной компании князя Проша Хахбакяна, который пользовался доверием и особым расположением Хулагу-хана.

Учитывая традиции монголов, после удачной военной экспедиции князь Хахбакян мог быть вознагражден богатствами и пленными.

В XIII в. район Ехегиса являлся владением династии Хахбакянов. По всей вероятности князь Прош Хахбакян здесь поселил пленных из Багдада, среди которых могли быть и евреи.

Это объясняет тот факт, что на надгробных плитах имеются имена и титулы арабо-персидского происхождения.

- А чем занимались члены этой общины, известно ли о существовании каких-либо контактов с окружающим населением? Как и почему исчезла ехегизская община?

- В деревне Ехегис существует армянская церковь, относящаяся к XIII-XIV вв. Надгробные камни этой церкви наподобие колонн имеют сходство с еврейскими могильными плитами.

Можно предположить, что надгробные камни еврейского кладбища были выгравированы руками армянских мастеров. Это говорит о естественных контактах между еврейской общиной и коренным населением.

Но, учитывая скудость фактов, которыми мы обладаем на данном этапе, трудно проследить развитие событий связанных с дальнейшей историей еврейской общины Ехегиса.

Позвольте выразить надежду, что дальнейшие исследования смогут ответить на многие вопросы.

- Большое спасибо, Лилит Давидовна, за Ваше интервью. Позвольте в Вашем лице пожелать армянским археологам, так же как и их израильским коллегам, успеха и новых открытий.

Александр Локшин



© 2002-2014 Aгентство еврейских новостей
Религиозная организация ортодоксального иудаизма "Федерация еврейских общин России"

При цитировании гиперссылка на сайт AEH обязательна
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-27449




Rambler's Top100 top@Mail.ru