Воскресенье 
20 Август 
2017г.
28 Ав 
5777г.
В Москве23:51
В Иерусалиме23:51
 
phone +7 (495) 681-9163
phone
 
 


 


Федерация еврейских общин СНГ
Московский еврейский общинный центр
Еврейское слово
Лехаим
Вестник Израиля
Вестник Израиля
synagoga.ru
Памяти Володи Тетельбойма
Марина Тетельбойм (фото Семена Чарного, АЕН)
МОСКВА, 31 мая 2016 (АЕН) - В московском Институте Сервантеса состоялся вечер памяти, посвященный столетию со дня рождения, пожалуй, самого известного чилийского еврея — политика и писателя Володи (Валентина) Тетельбойма.

Валентином он был наречен в момент рождения, а имя Володя, взял себе как псевдоним в честь Владимира Ленина, когда в начале 1930-х присоединился к коммунистической партии Чили.

Выступая на вечере посол Чили в РФ Хуан Эдуардо Эгигурен отметил, что хотя в Чили было немало тех, кто отличился на поприще поэзии и прозы, Тетельбойм был одним из самых известных.

"Он говорил: писать для меня — это быть счастливым", - подчеркнул Хуан Эгигурен.

Однако в основном выступавшие говорили о юбиляре как о выдающемся писателе (в 2002 г. он получил Национальную премию Чили по литературе).

О еврейской стороне биографии Володи Тетельбойма рассказала его дочь — Марина Тетельбойм, заместитель главы чилийской дипломатической миссии в России.

- Как Ваши предки оказалась в Чили — все-таки от России это далеко?

- Это довольно интересная история. Дедушка, Моисей Тейтельбойм-Крайтсер, был родом из Каменец-Подолького. И, как мне рассказывали, ему абсолютно не хотелось идти в российскую армию. А, кроме того, у него были еще и напряженные отношения с отцом (тот был крупным торговцем зерном).

И вот, приезжает к нему друг, уже побывавший в Штатах и в Латинской Америке и начинает рассказывать. В его изображении получается, что Чили — это настоящий Эдем.

Деду было восемнадцать лет, и он, недолго думая, решил уехать от всех проблем в самую дальнюю точку. В 1911 г. он приехал в Чили. Потом, после революции 1917 г. прадед потерял все деньги, но смог оправить к сыну двух сестер. Они, правда, ехали не через Европу, а через Харбин и добрались до Чили уже в 1921 г.

Бабушка, Сара Волоски-Бланк, происходила из молдавского города Бричаны. Там была большая семья — у бабушки было восемь братьев, но у детей не сложились отношения со второй женой отца, и поэтому они начали разъезжаться по миру. Так она и оказалась в Чили.

Дедушка с бабушкой познакомились, поженились и осели в городе Чильян, где у них была бакалейная лавка. У них было четверо детей — три мальчика (отец был старшим) и девочка.

- Насколько в семье Вашего отца соблюдались еврейские традиции?

- Религиозными людьми дедушка с бабушкой не были — они оба окончили гимназию еще в Российской Империи, были людьми светской культуры. Это было семейным.

Когда в 1963 г. отец впервые приехал в СССР, он узнал, что его двоюродная сестра живет в Ташкенте, куда она с отцом смогла эвакуироваться во время войны. И вот, когда он приехал знакомиться, то она представила его своему отцу - то есть его дяде. И тот подарил племяннику не что-нибудь, а толстенный том Пушкина.

Возвращаясь к бабушке с дедушкой. Отец вспоминал, что когда они хотели скрыть что-то от детей и внуков переходили на идиш (ну и на русский).

Дедушка вообще был мечтатель и книгочей. Он искал в Чили свой рай, но, кажется не нашел его, а к тому, что нужно заниматься всякими житейскими мелочами, привыкнуть так и не мог.

Бабушка же была классическая еврейская мама, которая несла на себе все. Кстати, ее братья, сыгравшие серьезную роль в образовании своего племянника, были известными педагогами, врачами и т. д. Часть из них исповедовала левые взгляды, часть была абсолютно правыми, но это не мешало им спокойно общаться.

Сам отец всегда ощущал себя евреем. Лучше всего он рассказал об этом в автобиографии "Парень ХХ века". Он не скрывал свое еврейство и когда мы жили в Москве в 1973-1990 гг., хотя среди наших друзей здесь было много людей, имевших еврейские корни, но всячески это скрывавших.

Они только после того, как начинали полностью доверять собеседнику, могли рассказать, что, вот, у нас тоже есть еврейские корни.

А хранительницей традиций у нас в семье оказалась моя тетя Анна. Она постоянно приглашала нас на празднования Пурима, Песаха и т. д. Мы ходили — не в последнюю очередь потому, что папа любил хорошо поесть, а тетя готовила (да и сейчас готовит) очень хорошо.

- Насколько Ваш отец интересовался еврейской культурой?

- Поскольку он был великий чтец, то интерес этот проявлялся главным образом через литературу. Отец очень любил читать Библию, неоднократно повторяя, что она является лучшим историческим документом. Кроме того, он очень много знал о религии, что давало ему возможность дискутировать о религии — такие диспуты он тоже очень любил.

Он очень любил творчество братьев Зингер - и Нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера и его старшего брата Исроэла-Иешуа, с удовольствием читал книги Стефана Цвейга.

- Известно, что коммунистическое движение достаточно настороженно относилось к сионизму и Государству Израиль. Володя Тетельбойм многие десятилетия был членом Компартии Чили, долго был членом ЦК а несколько лет — даже лидером партии. Каким было его отношение к этому вопросу?

- К созданию еврейского государства он отнесся очень хорошо. Отец очень хорошо воспринимал сионизм Герцля. Он с большим уважением относился к социалистическому сионизму, очень интересовался кибуцами. Он несколько раз хотел поехать в Израиль. Но, увы, по разным обстоятельствам не получалось.

Несмотря на это он всегда интересовался ситуацией в Израиле. Кстати, часть чилийских евреев переехали туда — не в последнюю очередь потому, что Израиль является социальным государством.

Что касается отношения Компартии Чили к Израилю, то здесь было несколько факторов. Во-первых, в Чили живет самая большая в мире палестинская диаспора. В основном это христиане, чьи предки уехали в Чили еще во времена Османской империи.

Кроме того, в Чили есть большая еврейская диаспора. В составе этой диаспоры есть и ашкеназы и сефарды. Один из моих родственников женился на сефардке и они постоянно сталкивались на кухне.

Он просит: ну почему ты готовишь только сефардские блюда? приготовь какое-то ашкеназское блюдо. А она ему отвечает: нет, у нас будут только сефардские блюда.

У нас в семье, такой проблемы не было. Мама хоть и была сефардкой, но может приготовить все, что угодно.

При этом, евреи, поддерживающие правых (это, как правило, очень состоятельные люди, которые сделали состояние во времена Пиночета и до сих пор Пиночета любят), выступают за Израиль.

Евреи, придерживающиеся левых взглядов, выступают в поддержку Палестины и против Израиля.

Папа не принадлежал ни к тем, ни к этим. Будучи левым, он был весьма произраильски настроен, понимая, что Израиль — это маленькая страна, которая должна защищаться.

Он верил в силу мирных переговоров для разрешения арабо-израильского конфликта и всячески старался обходить стороной различные антиизраильские заявления и выступления, куда его старались затянуть по должности.

- Обязательной частью карьеры политика-еврея, как правило, является использование антисемитизма их противниками. Сталкивался ли с этим Ваш отец?

- В коммунистической партии (как и во многих компартиях) было достаточно много евреев, поэтому там антисемитизма не было в принципе.

В католической стране, какой является Чили, латентный антисемитизм присутствует всегда, однако "на поверхность" это не прорывалось, и национальность отца не пытались использовать для создания негативного образа на выборах.

Семен Чарный





© 2002-2017 Aгентство еврейских новостей
Религиозная организация ортодоксального иудаизма "Федерация еврейских общин России"

При цитировании гиперссылка на сайт AEH обязательна
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-27449




Rambler's Top100 top@Mail.ru